8(7172) 74 25 28
телефон доверия при Комите по охране прав детей Министерсвта образования и науки Республики Казахстан
8(7182) 57-36-45
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
150
11 616

Аналитика сайта
За год5973
За месяц819
За неделю158
Вчера17
rcpd.pvl@mail.ru
8 (7182) 57-36-45
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫВ ОСПИТАНИЯ
16-09-2019

Утверждены

приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «22»  апреля2015 года

№ 227

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫВ ОСПИТАНИЯ

Астана

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………………

3

 

 

Цель, задачи, объект и механизмы реализации Концептуальных основвоспитания..........................................................................

6

 

Нормативное правовое обеспечение .................................................

6

 

Цель и задачи воспитания…………………………………….....

7

 

 

Методологические основы организации воспитательного процесса ..............................................................................................

 

8

 

Приоритетные направления воспитательной работы..................

10

 

Условия реализации Концептуальныхосноввоспитания........

 16

 

Ожидаемые результаты реализации Концептуальных основ воспитания.........................................................................................

 

17

 

Глоссарий…………………………………………………………..

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Концептуальныеосновывоспитания (далее – Концептуальные основы) разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере образования с учетом современных социокультурных трансформаций в казахстанском обществе.

Концептуальные основы предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Концептуальные основыориентированы на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитанияна общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрированности учебного и воспитательного процессов.

Концептуальные основыопределяют перспективу развития, приоритетные направления, цели, задачи, критерии оценивания и механизмы воспитания в системе образования Республики Казахстан.

Концептуальные основыучитывают особенности развития современного общества, когда в эпоху глобализации,у современного человека доминируеттехнократическое и потребительскоеотношениек окружающему миру.

Вэтой связи необходима переориентация человечества на духовно-нравственные ценности прогресса, на укреплениезначимостиродного языка и национального менталитета, что послужит гарантией устойчивого развития нации, усиления ее духовного потенциала.

Игнорирование национальной самобытности, психологии, менталитета, отход от культурно-исторических истоков или же подмена национальных ценностей формами космополитизма и псевдокультуры приводят к моральной деградации человека, росту его нестабильности в поведении, агрессивности по отношению к окружающему миру, падению его духовно-нравственного потенциала.

Исследование и анализ общемировой системы воспитания показывают важность построения единой комплексной воспитательнойсистемыстраны,ее целейисодержанияс учетомнациональных целей, культурных ценностей и традиций, ментальных особенностей в гармонии с опытом передовой мировой практики, современными прогрессивными течениями и инновациями.

Ментальной особенностью казахского народа является любовь и уважение к земле, народу, почитание семейных ценностей, уважение к старшим, добродушность, отзывчивость, открытость, гостеприимство, толерантность.

Как подчеркнуто в ПосланииГлавы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050:«Единая цель, единые интересы,единое будущее», за годысуверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. В Послании перечислены этиценности:Независимость Казахстана и Астана;национальное единство, мир и согласие в нашем обществе;светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций;Общество Всеобщего Труда;общность истории, культуры и языка;национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Президент также поставил задачу формировать активных, образованныхи здоровыхграждан, дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры.

Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая общечеловеческие ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.

За короткий период независимости Казахстан стал полноправным и авторитетным членом мирового сообщества, происходит активная интеграция в мировое экономическое и культурное пространство.В рамках глобальных процессов интеграции казахстанская молодежьстала участницей интенсивного образовательного, информационного и культурного взаимообмена. Усовременных казахстанских детей, в молодежной средепоявилисьновые позитивные тенденции: повышение мотивов к получению качественного образования, усиление социальнойактивности, стремление к овладению новыми профессиями и информационно-коммуникативными технологиями, коммуникативность, активизация межкультурногообщения. Наблюдается повышение интереса к историисвоей страны, культуре и традициям, духовному наследиюсвоего народа, на основе которых происходитрост национального самосознания.Идет процесс формирования новогоказахстанского патриотизма, гражданственности, гуманистически ориентированного мировоззрения.

Позитивные изменения в стране нашли свое отражение в воспитательном процессе организаций образования. Здесьсоздаются условия для возрождения интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации с учетом общеказахстанского менталитета, культурных, национально-исторических традиций.

Всистеме образования Казахстана реализуется программа нравственно-духовного образования «Самопознание»(автор идеи Программы −С.А.Назарбаева), имеющая позитивный метапредметный и воспитательный потенциал. Программа охватывает все сферы воспитательной работы в организациях образования и при должной ее реализации будет выполнять роль сильного катализатора механизмов возрождения национальных и общечеловеческих ценностей в их единстве. Основанная на многовековом опыте народной педагогики с использованием вдохновляющих идей самых современных воспитательных теорий, программа нравственно-духовного  образования «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве (далее - НДО). Она обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования в нравственно-духовном воспитании детей и учащейся молодежи. Данная программа, основанная на вечных общечеловеческих ценностях, способствует воспитанию достойных граждан, обладающих благородным характером,  нравственными качествами и является ведущим механизмом реализации Концептуальных основ воспитания.

Наблюдается процесс повышения функциональной грамотности молодёжи, поликультурного воспитания, трехъязычного образования, использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителей.

Большими возможностями располагают система дополнительного образования детей и учащейся молодёжи республики, неправительственные и другие общественные организации.

Вместе с тем, наблюдается противоречие между осознанием необходимости национального воспитания и недостаточным уровнем сформированности у детей и молодёжи гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства.

У отдельной части молодежи исчезает социально-позитивная инициативность, которую все больше заменяет увлечение бесцельным времяпровождением. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. Ввоспитательной работе превалируеторганизация досуговойдеятельности, разовых шоу-мероприятий развлекательного характера.

В воспитательной системе наблюдается ряд проблем, связанных с обострением процесса глобализации:

ориентация детей и учащейся  молодежи  на ценности масс-культуры, на низкопробные информации средства масоовой информации и интернет-сайтов;

пропаганда жестокости,увлечение детей иподростков курением, употреблением алкоголя и наркотиков, проституцией среди учащихся;

понижение роли трудового воспитания;

понижение роли семейных ценностей и традиций семейного воспитания;

социальное сиротство, детский и подростковый суицид, наркомания, участие в религиозных сектах.

По данным Детскогофонда Организации Объединенных Нацийи Всемирной организации здравоохранения 2012 и 2013 годов Казахстан занимает второе место по числу смертей из-за суицида юношей и первое место по числу суицидов среди девушек. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек в возрасте 10-14 лет Казахстан занимает первое место.

Оставляет желать лучшего состояние дополнительного образования детей. Большинство видов услуг платные, что недоступно для большей части учащейся молодёжи.

Одной из причин такого положения является недооценка воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса. Именно воспитаниезакладывает в молодежи духовно-нравственные ценности и качества, являющиеся основой их становления как личности.

Таким образом, привычные схемы воспитания в современных условиях стали неэффективными,и сложились объективные предпосылки для разработки концептуальных основ воспитания, отвечающих новым условиям и требованиям формирования гражданина Казахстана на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

 

Цель, задачи, объект и механизмы

реализации Концептуальных основвоспитания

 

Цель - определениеидеологии и стратегии воспитания детей и учащейся молодежи в условиях обновления содержания образования.

Задачи:

консолидация усилий организаций образования, семьи и других социальных институтов;

содействие пониманию обществом приоритетной роли воспитания;

обеспечение непрерывности и преемственности воспитания на всех уровнях системы образования.

Объект:целостный педагогический процесс всех уровней системы образования.

Основные механизмы реализации: Концептуальные основы воспитания являются основанием для разработки Государственных программ развития образования, Комплексной программы воспитания, Государственногообщеобязательного стандартаобразования, учебных программ и учебников, программ воспитания в организациях образования всех типов, уровней и форм собственности и другие.

 

Нормативное правовое обеспечение

 

Нормативную основу Концептуальных основ составляют следующие стратегические документы Республики Казахстан:

-Конституция Республики Казахстан(принята на республиканском референдуме 30августа 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 02февраля 2011г.);

  • Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»               от  26 декабря 2011 года № 518-IV (с изм. и доп. по состоянию на 17 ноября                 2014 г.)

−Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27июля2007 года               № 319-III(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13января  2015 г.);

− Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»от 8августа 2002 года № 345-II (с изм. и доп. по состоянию на 29декабря              2014 г.);

  • Закон Республики Казахстан«О религиозной деятельности и религиозных объединениях»от 11 октября 2011 года № 483-IV ЗРК;

        - Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народуКазахстана «Стратегия Казахстан –2050: новый политический курс состоявшегося государства»;

        - Послание Президента Республики КазахстанН.А.Назарбаева народуКазахстана «Казахстанский путь – 2050: «Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

        - Послание Президента Республики КазахстанН.А.Назарбаеванароду Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее»;

  • «Государственная программа развития образования РеспубликиКазахстан на 2011-2020 годы». Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 (с изм. и доп. по состоянию на 12 августа 2014 года);

-Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577;

  • Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986.

        - ПостановлениеПравительстваРеспублики Казахстан «Обутверждении Типового комплексного плана по усилениювоспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования» от 29.06.2012 г. № 873;

-Концепциягосударственной молодежной политики Республики Казахстан до2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее".Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстанот 27 февраля 2013 года №191;

        - Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстанот16 ноября 2009 года № 521;

        - Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» от 3 апреля 2013 года № 115;

Концептуальные основы учитывают Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Международную декларацию экономических, социальных и культурных прав человека, рекомендации ОрганизацииОбъединённых Наций по вопросам образования, науки и культурыпо непрерывному образованию.

 

Цель и задачи воспитания

 

Цель-воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Задачи:

1) содействоватьформированию патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; формировать политическую, правовую и антикоррупционную культуруличности; росту правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и молодежной среде.

2) способстватьформированию духовно-нравственныхи этических

принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни казахстанского общества.

3) способствовать ориентацииличности на общечеловеческие и

национальные ценности, уважение к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.

4) способствовать просвещению родителей, повышению их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка, повышению их ответственности за воспитание детей.

5) формировать трудовые навыки, экономическое мышление личности иосознанное отношение к профессиональному самоопределению, развивать экологическую культуру, а также способность воспринимать идеи коэволюции и руководствоваться ими в повседневной жизни.

6) формироватьмотивационноепространство,обеспечивающее развитиеинтеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности,способствовать формированию её информационной культуры.

7) способствовать созданию в организацияхобразования поликультурной среды, формировать общекультурные навыки поведения, развивать готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности.

8) создать пространство для эффективного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.

 

 

 

Методологические основы

организации воспитательного процесса

 

Концептуальные основы опираются наследующиеметодологические

подходы:

Ценностный (аксиологический)подход – опора на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей, определяющихся сознанием человечества и духовно-нравственными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе.

Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении целостного педагогического процесса.

Личностно-ориентированный подход – опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности.

Деятельностный подход–требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, с тем, чтобы педагог обучал воспитанников целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Компетентностныйподход–учет совокупности общих принципов определения целей воспитания, организации воспитательного процесса и оценки его результатов, формирования компетенций, обеспечивающих успешную социализацию личности.

Социальный подход –учет влияния социальной реальности на цели и задачи личности, педагогические последствия этого влияния для человека и общества.

Системный подход– предполагает рассматривать объект как сложное образование, не сводимое к сумме составляющих его частей и имеющее иерархическую структуру. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функционально-иерархических связей, определение системообразующего фактора, анализ внешних связей.

Целостный подход – отражает суть педагогического процесса, определяющегося единством интеллектуального и духовно-нравственного развития личности обучающегося.

Синергетический подход позволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.

Концептуальные основы предполагают реализацию следующих принципов воспитательного процесса:

Принцип гуманистической направленности –последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе гуманных отношений.

Принцип общечеловеческих ценностей утверждает, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.

Принцип культуросообразности– воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.

Принцип непрерывности–всестороннее развитие личности на всех этапах еежизнедеятельности, обогащение еетворческого потенциала и возможностей во все более полной реализации еесил и способностей, профессионального и общекультурного роста.

Принцип природосообразности–приоритет общих законов развития природы; взаимосвязь естественных и социальных процессов; учет половозрастных особенностей в воспитательной работе.

Принцип целостностиобеспечивается интеграцией учебной и внеучебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент; во внеучебной деятельности развивается эмоционально-ценностный поведенческий компонент.

Принцип этничности – наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального сознания, создание условий для всех граждан учиться и общаться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа.

 

Приоритетные направления

воспитательной работы

 

Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы:

1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,правовое воспитание;

2) духовно-нравственноевоспитание;

3) национальное воспитание;

4) семейное воспитание;

5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;

6) поликультурноеи художественно-эстетическое воспитание;

7) интеллектуальное воспитание,воспитание информационнойкультуры;

8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное и досуговое время.

В качестве измерителей эффективности реализации воспитательной работы представленыкритерии,которыепроявляются через отношения личностик окружающему миру, к тем или иным ценностям и общественным явлениям.

Первое направление - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,правовое воспитание.

Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культурыличности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.

Критерииоценивания:

проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношениюк:

Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;

Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;

межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;

достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;

ценностям, правам и свободам другого человека;

природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города,

микрорайона);

правовым знаниям и антикоррупционному поведению;

требованиям законов, правам и обязанностям;

социальнымценностям.

Механизмы реализации:

Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков   мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине,  организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства,науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции;развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов. Активизация деятельности детских и молодежных движений; совместную деятельность с общественными фондами; беседы, лекции, семинары, тренинги; экскурсии;распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции – против предательства интересов общества».

Второе направление – Духовно-нравственное воспитание.

Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.

Критерииоценивания:

проявление нравственного отношения к:

общепринятым нормам морали и этики;

собственному достоинству, чести и долгу;

внутренней свободе и принятию нравственного решения;

культуре, традициям, обычаямсвоего и других народов;

религиозным ценностям;

единству мыслей, слов и дел;

совершенствованию своего характера;

поступкам, одобренных внутренним голосом совести;

единству различных культур и верований;

бескорыстному служению людям;

своему долгу перед родителями, родиной, обществом.

Механизмы реализации:

Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебныхпредметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.

Третье направление - Национальное воспитание.

Цель:ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам,культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.

Критерииоценивания:

проявление чувства гордости и ответственности по отношениюк:

этническому самосознанию, этнической идентичности;

владению родным и государственным языками;

культурному наследию своего народа;

обычаям и традициям казахского и своего народа;

этнокультуре Казахстана;

другим культурам этносов Казахстана;

межэтническому миру и согласию.

Механизмы реализации:

Занятия,интеграция общечеловеческих и национальных ценностей в учебных предметах, дополнительном образовании,внеурочной деятельности.Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа,истории Казахстана; краеведческая работа и др.

Четвёртое направление - Семейное воспитание.

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.

Критерииоценивания:

проявление уважительного, бережного отношения к:

этносоциальным ролям;

своей семье и продолжению рода;

ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.

Механизмы реализации:

Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание»обучение родителей, проведение бесед  с молодежью о культуре поведения юношей  и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов;участие родителей в жизни организаций образования; клубыотцов, бабушек; советы старейшин;психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».

Пятое направление – Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.

  • Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и  экологической культуры личности.

Критерииоценивания:

1) проявление бережного и позитивного отношения к:

государственной политике в области экологического развития, в частности,к программе «Зеленая экономика»;

экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе;

системе «человек – общество – природа»;

разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраныокружающей среды;

профессиональным знаниям и производительному труду;

законам рыночной экономики.

2) проявление осознанного отношения к:

соблюдению норм экологически безопасного поведения;

выбору профессии;

достижению цели в трудовой деятельности;

профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.

Механизмы  реализации:

Занятия, учебныепредметы, дополнительное образованиев экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание»участие в  волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора.Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии,дополнительное образование,внешкольную, внеурочную деятельность.Субботники, экскурсии на предприятия,встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.

Шестое направление - Интеллектуальное воспитание,воспитание информационной культуры.

Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.

Критерииоценивания:

проявление заинтересованности, желания и стремления к:

обучению на протяжении всей жизни;

самостоятельному добыванию знания и умению пользоватьсяинформацией;

развитию способности мыслить критически, анализировать иэффективно использовать полученную информацию;

овладению навыками исследовательской и проектной деятельности,способности к инновациям;

развитию навыков ведения дискуссии;

созидательной деятельности;

работе в команде, укреплению корпоративного духа;

критическому отбору источников информации;

включенности в Интернет-сообщество;

противостоянию девиантному поведению в Интернете;

формированию Интернет-грамотности;

этическим нормам в информационной деятельности;

формированию высокой информационной культуры.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьныеи сетевыедебатныетурниры, совместныепроектныеработы с детьми и молодежью; внеурочную работу,деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование.Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного  циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов: «Физика языком сердца», «Математика как наука о духовно-нравственных законах», «Нравственные уроки истории», «Основы информационной культуры».  Интеллектуальные игры, конкурсы,тренинги,викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация,сайты, популяризация библиотек.Психометрическиеи социометрическиетестыи методики; программыпо развитию лидерства.

Седьмое направление - Поликультурноеи художественно-эстетическое воспитание.

Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.

Критерииоценивания:

проявление уважительного отношения к:

толерантности и глобальному мышлению;

поликультурности и полиязычию;

знанию государственного, русского, английского и других языков;межкультурному взаимодействию;

нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе;нормам языковой и речевой культуры;

эстетическим идеалам, художественным ценностям;

творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, интеграция программы НДО «Самопозание» в выявлении  единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи  видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера,выставки работ детей и молодежи, фестивалидружбы народов,языковые и творческие клубы,конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства;сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.

Восьмое направление - Физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.

Критерииоценивания:

проявление желания и готовности к:

скринингу состояния здоровья;

социальным установкам и духовным потребностям;

овладению способами эффективного противостояния негативнымвлияниям;

рациональному использованию природных задатков;

сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственномуповедению;

стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;

обеспечению безопасности и жизнедеятельности;

созданию здоровьесберегающей среды.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия, уроки физической культуры,учебные предметы, дополнительное образование,спортивные секции и кружки,проведение в рамках программы НДО «Самопознание» информационно-просветительскихкурсов, семинаров-тренинговпо репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вирус иммунодефицита человекаи основам здорового образа жизни; фестивали здоровья, спартакиады, маршруты безопасности; разработку и распространение информационно-пропагандистских материалов; организацию «служб доверия».

 

Условия реализации

Концептуальныхосноввоспитания

 

Нормативно-правовое обеспечение– внесениеизменения и дополненияв Законы Республики Казахстан«Об образовании»,«О правах ребенка»,Кодекс Республики Казахстан«О браке (супружестве) и семье» в части усиления ответственности родителей за воспитание детей.

Информационное обеспечение–использование современных информационных и коммуникационных технологий, организация внутришкольных и внутривузовскихсредств массовой информации, издательской деятельности по вопросам воспитания. Разработка механизмов поощрения пропаганды в СМИ, художественной и популярной литературе ЗОЖ, трудалучших учителей, лучших организаций образования, лучших государственных служащих, работников производства, образцовых семей.

Научно-методическое обеспечение –разработка учебно-методических пособий и рекомендаций по организации воспитательной работы.Изучение, анализ и внедрение передового опыта, креативных идей и авторских программ по организации воспитательной работы.       Использование учебно-методических пособий, внедрение опыта воспитательной работы ННПООЦ «Бөбек».

Проведение научно-исследовательских работ по этнопедагогике и психологии, изучение культурного достояния казахского народа. Включение в перечень ежегодно рекомендуемой учебной литературы книг, хрестоматий и альманахов воспитательного и развивающего характера.

Организационно-управленческое обеспечение − созданиеусловий для организации эффективной воспитательной деятельности на основе оптимального планирования воспитательной работы в организациях образования и их структурных подразделениях, координации их работы; созданиеединого образовательного пространства на основе интеграции содержания основного и дополнительного образования;регулярном изучении, обобщении и распространении положительного опыта работы,проведении мониторинга воспитательного процесса, изучении мнений субъектов воспитательного процесса.Поддержка исследовательской, инновационной деятельности; усиление потенциала семейного воспитания.

Материально-техническоеобеспечение− создание необходимых материальных, технических условий, финансирование воспитательной работы из республиканского и местных бюджетов, эффективное использование гибкой системы стимулирования участников воспитательного процесса.

Психолого-педагогическая поддержка−сотрудничествоорганизаций образования с педагогическим коллективомколледжейипрофессорско-преподавательским составом педагогических вузов, сообществом родителей,научными иобщественными организациями в воспитании детей.

Совершенствование системы работы с различными категориями детей и молодежи, нуждающимися в психолого-педагогической коррекции развития.

Трансляция и внедрение опыта воспитательной работы АОО «Назарбаев Интеллектуальныешколы», ННПООЦ «Бөбек»: практика реализации воспитательной работы через академические предметы, дополнительное образование, внеклассные мероприятия  и проекты. Ученические сообщества «Шаңырақ», краеведческая исследовательская экспедиция «Туған елге тағзым», социальные практики, волонтерство, социальные акции, интеллектуальные игры и др.

Кадровое обеспечение− повышениеквалификации и переподготовкапедагогических кадров на курсах Институтагармоничного развития человека ННПООЦ «Бөбек», Центрапедагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальных школ», АО«Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»; распределение функциональных обязанностей классных руководителей, кураторов, школьных психологов, социальных педагогов. Введение в школах института тьюторства, оплачиваемых (штатных) классных руководителей.

 

Ожидаемые результаты

реализации Концептуальных основ воспитания

 

Концептуальные основы воспитания должны обеспечить:

позитивную мотивационно-ценностную сферу поведения личности в Казахстане;

возросший уровень сформированности у учащейся молодёжи казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, правовой и антикоррупционной культуры, толерантности исоциально значимыхкачеств личности;

основы культуры на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному и государственному языкам и этнокультуре;

усиление воспитательного потенциала содержания образования в развитии духовно-нравственных качеств личности;

повышение психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей за воспитание детей, подготовку молодежи к созданию здоровой семьи;

создание в организациях образования поликультурной среды, готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;

развитое экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному становлению и самореализации;активная гражданская позиция в сохраненииприроды; высокий уровень экологической грамотности и культуры;

успешную социализацию, самообразование и самореализацию, сознательное участие вукреплении института семьи,саморазвитии и самовоспитании.

Таким образом, общий векторКонцептуальных основ воспитаниянаправлен на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующегов достижении главной цели Стратегии «Казахстан − 2050» −Мәңгілік ел.

 

 

 

 

Глоссарий

 

Антикоррупционная культура –система ценностей, выражающихся в публичном порицании коррупции; отражает нетерпимое отношение к коррупции, предполагает стойкую гражданскую позицию «Честность и неподкупность – норма поведения».

Воспитание –процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.

Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.

Информационная культура– однаиз составляющих общей культурычеловека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Общечеловеческие ценности – это абсолютные ценности, неизменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Эти ценности принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается Совесть человека как воплощение любви, истины, спокойствия, долга, ненасилия, добра, сострадания. Общечеловеческие ценности имеют вечную, исторически не локализуемую духовную природу, являются инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей, потенциально заложены в каждом человеке и структуре материальной Вселенной. Они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их развитие  направлен педагогический процесс.

Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной, информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики.

Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей.

           Религиозная сектарелигиозная  группа, отделившаяся от основного религиозного направления и противостоящая ему.

Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.

Трудовое и экономическое воспитание предполагает формирование у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, созидать новое производство и общество.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской работы, дающей представление о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.

Формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности. Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, обретая, таким образом, ощущение полноты, радости жизни, осознание её смысла.

Формирование социально-значимых и индивидуальных качеств, свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.

Экологическое воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране.

Эстетическое воспитание предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми, является важной задачей на современном этапе развития.

 

               _______________________________

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
О ПРАВИЛАХ УЧЕТА ЛИЦ
скачать
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
скачать
ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В КАЗАХСТАНЕ
скачать
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
скачать
ПОСЛЕДСТВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
скачать
ВОССТАНОВЛЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ
скачать
ВНИМАНИЕ ОПАСНОСТЬ!!!
скачать
ПРОЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЙ
скачать
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
скачать
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В НАПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЦПД
скачать