8(7172) 74 25 28
телефон доверия при Комите по охране прав детей Министерсвта образования и науки Республики Казахстан
8(7182) 57-36-45
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
150
11 616

Аналитика сайта
За год7462
За месяц892
За неделю92
Вчера0
rcpd.pvl@mail.ru
8 (7182) 57-36-45
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
16-09-2019

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Необходимость разработки настоящей Концепции  продиктована тем, что каждая организация образования и в целом регион, развивая имеющийся ресурс, находится в поиске дополнительных возможностей решения непростой задачи по развитию внутреннего потенциала молодого поколения на пути его подготовки к жизни в быстро меняющемся мире, что предполагает формирование спектра компетенций, интегрированных в понятие «функциональная грамотность».

 Это отражено в цели и задачах Концепции и  подтверждает актуальность ее разработки.

Основанием для разработки Концепции воспитания молодого поколения Павлодарской области являются Послания Президента РК народу Казахстана: «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 г., «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года, Программа «Рухани  жаңғыру», Концептуальные основы воспитания, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «22»  апреля 2015 года  № 227, в которых определены цели, задачи, методологические основы организации воспитательного процесса, условия и ожидаемые результаты.

           Содержание Концепциивоспитания молодого поколения Павлодарской области, также как Концептуальные основы, ориентировано на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитанияна общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрирование учебного и воспитательного процессов.

          Структура Концепции соответствует структуре Концептуальных основ воспитания, что обосновано логикой создания региональных Концепций, необходимости соблюдения содержательной взаимосвязи       с  единой комплексной воспитательной системой страны с учетом имеющихся в Павлодарской области условий, сложившейся инфраструктуры и педагогического  опыта.

             Павлодарская область – земля, взрастившая целое созвездие просветителей, ученых, людей искусства. Это уникальное место культурных, исторических памятников, имеющих огромный воспитательный потенциал для формирования  казахстанского  патриотизма,  гражданственности,  гуманистически ориентированного мировоззрения у детей  и  учащейся  молодёжи.

            Анализ текущей ситуации

           Система образования области  строит свою воспитательную работу, используя имеющиеся возможности  для решения задач, определенных государственной политикой в области воспитания.

           Содержание деятельности организаций образования всех типов и уровней, организаций дополнительного образования, новых форм организации досуга детей и учащихся охватывает все  направления воспитательной работы:

               1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;

             2) духовно-нравственное воспитание;

             3) национальное воспитание;

             4) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;

             5) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;

             6) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;

             7) физическое воспитание, здоровый образ жизни.

             Действуют более 4 тысяч кружков, 272 военно-патриотических клубов, с охватом более 5 тыс. учащихся, 224 музеев и уголков истории школ.  располагает  система  дополнительного образования  области.

            В рамках реализации программной статьи Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», подпрограммы «Тәрбие және білім» организациями образования реализуются 12 областных и 22 Республиканских подпроекта по 3 Базовым направлениям:

             -Өлкетану,

             -Саналы Азамат,

             -Отаным-тағдырым.     

             Целенаправленно ведется работа по развитию и поддержке одаренных детей. Создание единого образовательного пространства как основы для раннего выявления и развития  интеллектуальных и творческих способностей учащихся осуществляется Центром занятости и развития детской одаренности «Ертіс дарыны», где действуют школы олимпийского резерва «Алтын сын», «Жас галым», школа юного интеллектуала «PVэрудит», организуются учебно-тренировочные сборы, что позволяет учащимся успешно выступать на олимпиадах и конкурсах.

            Для отличников учебы, детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей в течение летнего периода проведены экскурсии в            г.Астану для посещения международной выставки «ЭКСПО-2017 (количество участников - более 30 тысяч детей).           

             Все школы, дошкольные организации образования, организации технического и профессионального образования Павлодарской области  реализуют программу  нравственно-духовного  образования  «Самопоз- нание», обладающей  потенциалом для осознания учащимися общечеловеческих ценностей и формирования у них соответствующих поведенческих норм.

           Получает развитие сеть организаций дополнительного образования.

           В городах и районах области функционируют 92 организации дополнительного образования (47 внешкольных организаций и 45 дворовых клуба), обеспечивающие организацию досуга и развитие детей и подростков.

          В 2017 году в г. Павлодаре открыт учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», где за год отдохнули и получили оздоровление  2700 учащихся. В течение 2017 года в сельских районных центрах были открыты: в Баянаульском районе - дом детского творчества с охватом 100 школьников, в Щербактинском районе - детско-юношеский клуб ФК с охватом 117 учащихся. Ведутся строительные работы по реконструкции Станции юных натуралистов г. Аксу.

          Общий охват учащихся дополнительным образованием и внеурочной занятостью в школе составляет 93,7%.       

         Организованным отдыхом, оздоровлением и занятостью в летний период охвачено более 90 тысяч школьников (99,0%).        

         За 2017 год показатель подростковой преступности по сравнению с 2016 годом в целом по области заметно  снизился (на 47: с  120 до 73 фактов).

 В программных документах, отражающих стратегию развития системы образования (Программа развития образования и науки РК на 2016-2019 гг.), указано на снижение уровня организации воспитательной работы, что  проявляется  в таких негативных аспектах, как:

-ослабление роли семейных ценностей и традиций семейного воспитания;

-снижение роли трудового воспитания;

-увлеченность детьми и молодежью низкопробными информациями СМИ и передачами отдельных порталов интернет-сайтов, посредством чего осуществляется пропаганда жестокости, социальное сиротство, детский и подростковый суицид, религиозный экстремизм,  употребление нарко- тических веществ, что приводит к увлечению детьми и подростками курением, снижению эффективности работы по противостоянию негативным влияниям, низкому уровню сформированности социальных навыков обучающихся.

 Имеющийся положительный опыт создания системы воспитательной работы  и  ее организации в конкретных условиях слабо изучается и пропагандируется, что не позволяет тиражировать его среди педагогической общественности.

 Цель Концепции:определение направлений совершенствования и развития системы воспитательной работы в области в целом и подведомственных организациях образования, механизмов реализации, содержания и инновационных форм организации для формирования и проявления самосознания,  этических  принципов  личности,  её моральных  качеств  и  установок,  согласующихся  с  нормами  и  традициями жизни общества.

 Задачи:

-определение в контексте приоритетов государственной политики в области воспитания программных документов, основных направлений совершенствования и развития системы воспитательной работы в области в целом и подведомственных организациях образования, механизмов реализации, содержания и инновационных форм организации;

-разработка стратегии, направлений и механизмов реализации  программ и подпрограмм  организации воспитательной работы в Павлодарской области;

-определение ожидаемых результатов, показателей и индикаторов их достижения.

Концептуальные основы воспитаниямолодого поколения Павлодарской областипредполагают реализацию следующих методологических принципов совершенствования и развития системы воспитательной работыи  организации  воспитательного процесса:

принцип гуманистической направленности, что предусматривает  выстраивание стратегии взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе гуманных отношений, воспритятие воспитанника как  самостоятельного субъекта собственного развития;

принцип общечеловеческих ценностей, что предполагает воспитание на основе духовно-нравственных традиций, норм национальной и мировой культуры;

принцип культуросообразности, при котором  воспитание основывается   и  строится в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур;

принцип непрерывности, предусматривающий всестороннее развитие личности на всех этапах жизнедеятельности, обогащение творческого потенциала и возможностей для профессионального и общекультурного роста;

принцип природосообразности, определяющий приоритет общих законов развития природы;  учет гендерных и возрастных особенностей в воспитательной работе;

принцип целостностиобеспечивающий интеграцию учебной и внеучебной деятельности;

принцип этничности, ориентирующий на формирование национального сознания, создание условий для общения на родном языке, изучения традиций, обычаев, обрядов своего народа, уважения к национальной культуре народов, живущих на территории Павлодарской области.

Для организации эффективного развития и воспитания детей и молодежи необходимы условия, определяющие процесс формирования личности: развитие природных задатков, благоприятная социальная среда, преемственность всех уровней системы образования.

Построение системы воспитательной работы требует учета возрастных особенностей развития обучающихся:

         Воспитанники учреждений дошкольного образования.

Особенности развития личности: развитие эмоциональной и нравственной саморегуляции поведения; становление личностных качеств; проявление моральных качеств; появление социальных мотивов и проявление интереса к традициям и культуре  народа Казахстана, стремления к самоутверждению; активное развитие речи.

Ведущие виды деятельности: общение, предметная и игровая.

Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; усвоение нравственного опыта взрослых в процессе общения, наблюдения и подражания; формирование оценочного отношения к себе и окружающим и взаимоотношения со сверстниками;  освоение основных навыков самообслуживания;  формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; получение первоначальных представлений о труде взрослых, профессиях, о личностных качествах людей;    сочетание в воспитании национального и общечеловеческого на основе народной педагогики, приобщение к народным традициям в процессе их изучения, участия в национальных праздниках.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов; осознание своих способностей; формирование трудолюбия;   расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков. Проявление интереса и уважения к традициям  народа Казахстана.

Ведущие виды деятельности: учебная, игровая, трудовая, досуговая.

Особенности процесса воспитания: формирование личностных качеств в процессе ведущих видов деятельности; расширение представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, формирование интереса к определенным профессиям и к трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; становление самооценки; стремление к самоактуализации в различных видах деятельности;     возрастание влияния взаимоотношений со сверстниками; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры. Вовлечение в объединения по интересам.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; повышение уровня  мотивации в обучении; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственной и гражданской культуры, социальных установок по отношению к себе, людям, обществу; проявление уважения к культуре и традициям   народа Казахстана; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, общественная, досуговая.

Особенности процесса воспитания: поощрение участия в органах ученического самоуправления, становление нравственных и волевых качеств личности; стремление к самостоятельному решению проблем, развитие представлений о культуре безопасности жизнедеятельности. Основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, в процессе участия в жизни ученического коллектива.     Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций  народа Казахстана. Содействие в формировании жизненных целей и ценностей через общение с взрослыми и сверстниками. Стимулирование деятельности объединений по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях технического и профессионального образования.

Особенности развития личности: становление мировоззрения, нравственного самосознания, морально-нравственных принципов, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации жизненных планов; профессиональное и личное самоопределение; повышенное внимание к внутреннему миру человека; возникновение избирательных эмоциональных отношений между девушками и юношами; проявление уважения к культуре и традициям  народа Казахстана, а также культуре других народов.

Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, профессиональная, общественная, досуговая.

Особенности процесса воспитания: создание педагогических условий для личностного самосовершенствования, формирование мировоззренческих представлений, навыков начальной профессиональной подготовки; повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; развитие ученического самоуправления, общественной активности и ответственности за поведение и учебную деятельность. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций   народа Казахстана; активное вовлечение в сохранение и развитие самобытности национальной культуры. Предоставление возможностей для творческой и профессиональной самореализации в объединениях по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы:

1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; национальное, семейное воспитание

2) духовно-нравственное воспитание;

3) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;

4) художественно-эстетическое воспитание;

5) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;

6) физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, а также  во внеучебное и досуговое время.

 

1.Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, национальное, семейное  воспитание.

Цель:формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.

Формирование уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии; Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам, правопорядку; межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов; достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития; ценностям, правам и свободам другого человека; культурно-исторической жизни своего края, правовым знаниям и антикоррупционному поведению; требованиям законов, правам и обязанностям; социальным ценностям; ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к государственному языку, культуре казахского народа и этнических групп Республики Казахстан,  уважения ценностей семьи и брака через поддержание нравственных устоев.

2. Духовно-нравственное воспитание.

Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.

3.Трудовое, экономическое и экологическое воспитание

Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности, проявление осознанного отношения к профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.

4.      Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры

Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, одаренности каждой личности, а также информационной культуры, проявление заинтересованности, желания и стремления к обучению на протяжении всей жизни; самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией; овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям; развитию навыков ведения дискуссии; работе в команде, укреплению корпоративного духа; критическому отбору источников информации; этическим нормам в информационной деятельности; формированию высокой информационной культуры.

5.      Художественно-эстетическое воспитание

Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности,

проявление уважительного отношения к толерантности; межкультурному взаимодействию; нормам поведения, принятым в культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры; эстетическим идеалам, художественным ценностям;

творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.

6.      Физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью, формирование желания и готовности к социальным установкам и духовным потребностям; овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям; рациональному использованию природных задатков; сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;

стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям.

Механизмы реализации  поставленных в данной Концепции целей и задач предусматривают последовательное выполнение воспитательных программ («Зерек»,«Өрен», «Азамат»), составленных с учетом возрастных особенностей обучающихся:

         Начальное звено – программа «Зерек»; 

         Среднее звено – программа «Өрен»;

         Старшее звено – программа «Азамат».

 

    ПРОГРАММА «ЗЕРЕК»ставит перед собой следующие задачи:

  • формирование патриотического отношения к своей семье, классу, школе, малой Родине, Государству;
  • привитие чуткого и бережного отношения к окружающей среде;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • обучение правильному общению, формирование толерантности;
  • воспитание в детях доброго заботливого отношения к окружающим.

 

Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое, национальное, семейное воспитание реализуется  через

спецпроект «Туған өлкем», который ориентирован на формирование чувства любви и гордости к своей семье, школе, Малой Родине и Государству.

Духовно-нравственное реализуется через

         спецпроект «Аялы алақан», который направлен на обучение правильному общению, формирование толерантности, формированиепозитивных установок у учащихся на добровольческую деятельность.

Физическое воспитание, здоровый образ жизни- через

спецпроект «Жігер», направленный на формирование установок здорового образа жизни.

Экологическое, экономическое, трудовое  направление–через  

спецпроект  «Жасыл экономика» направлен на привитие любви и бережного отношения к природе и к себе, развитие  трудолюбия.

Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры - через

спецпроект«Тіл қазына», который  направлен на овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, проект «Читающая нация»формирует информационную культуру.

Художественно-эстетическое воспитание -через

спецпроект «ЖұлдызFM», направленный на формирование общекультурных навыков поведения, норм языковой и речевой культуры; эстетических идеалов, восприятие художественных ценностей; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.

 

          ПРОГРАММА «ӨРЕН» реализует следующие задачи:

  • подготовка школьников к жизни в современном информационном пространстве;
  • формирование антикоррупционного сознания учащихся и их родителей;
  • формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков;

-развитие социальной активности школьников;

- приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.

Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитаниерешается через 

спецпроекты: «Мәдени мұра», «Адал азамат», «Туған өлкем», которые  формируют чувства любви и гордости к своей семье, школе, Малой Родине и Государству, проявление ответственности по отношению к правовым знаниями антикоррупционное поведение.

Духовно-нравственное -  через

          спецпроекты: «Заманауи көшбасшы», «Мейірімді жүрек», «Мұражай – тарих айнасы» направлены на воспитание бескорыстного служения людям, уважительного отношенияк старшим, дружелюбного отношенияк сверстникам, честногоотношения с товарищами и взрослыми, волонтерства.

Физическое воспитание, здоровый образ жизни-через

спецпроекты «Қайсар»,        «Денсаулық fest», направленные на формирование установок здорового образа жизни, овладение способами эффективного противостояния негативным влияниям.

Экологическое, экономическое, трудовое  направление

через спецпроекты «Табиғатты қорғайық» и «Жасыл экономика», направленные на развитие любви и бережного отношения к природе и к себе, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.

Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры -через

спецпроекты «Медиа- тұлға», «Жас зерттеуші», «Читающая нация», которые учат самостоятельно добывать знания и уметь пользоваться информацией; работать в команде; формирует информационную культуру.

Художественно-эстетическое воспитание –

через спецпроекты«Шабыт», «Бір шаңырақ астында», направленные наразвитие навыков межкультурного взаимодействия; стремления к эстетическим идеалам, художественным ценностям; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.

 

 ПРОГРАММА «АЗАМАТ» ставит перед собой следующие задачи:

  • Изучение фундаментальных разделов робототехники и современных информационных технологий;
  • Развитие бизнес-исследовательской деятельности;

-  Формирование у учащихся навыков свободного общения на нескольких языках;

- Проявление уважительного отношения и ответственности по отношению к Родине, государственной политике.

Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитание–через

спецпроект «Cаналы азамат», способствующий воспитанию уважения к Конституции Республики Казахстан, государственным символам (Гербу, Флагу, Гимну), достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития; культурно-исторической жизни своего края (села, города).

Духовно-нравственное -через

спецпроект «Рухани Арна», направленный на формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.

Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры -через

спецпроекты «Зияткер.KZ», «Читающая нация», направленные на развитие финансовой грамотности, создание бизнес-проектов, усиленное изучение казахского, английского языков,формируют информационную культуру.

Физическое воспитание, здоровый образ жизни-через

спецпроект «Алау», формирующий желание и готовность к сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению; рациональному использованию природных задатков; сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;

стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям.

Экологическое, экономическое, трудовое  направлениечерез  

спецпроект  «Жасыл экономика», направленный на формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности, проявление осознанного отношения к профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.

Художественно-эстетическое воспитание -через

спецпроекты «Өнер.fm»,  «Beauty-ару», «Жігіт сұлтаны», «Алтын қазына»,  направленные наразвитие навыков межкультурного взаимодействия; стремления к эстетическим идеалам, художественным ценностям; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Первое направление - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитание

Критерии оценивания:

-проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;

Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;

межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;

достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;

ценностям, правам и свободам другого человека;

природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города, микрорайона);

правовым знаниям и антикоррупционному поведению;

требованиям законов, правам и обязанностям; социальным ценностям;

этническому самосознанию, этнической идентичности;

владению родным и государственным языками;

культурному наследию своего народа;

обычаям и традициям казахского и своего народа;

этнокультуре Казахстана;

другим культурам этносов Казахстана;

межэтническому миру и согласию;

ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.

Механизмы реализации:

Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков   мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине,  организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства,науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции;развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов. Активизация деятельности детских и молодежных движений; совместную деятельность с общественными фондами; беседы, лекции, семинары, тренинги; экскурсии;распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции – против предательства интересов общества».

Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана.

Активизация деятельности Попечительских советов и родительских комитетов организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание»обучение родителей, проведение бесед  с молодежью о культуре поведения юношей  и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников; участие родителей в жизни организаций образования; клубыотцов, бабушек; советы старейшин;сотрудничество с неправительственными организациями; работа дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».

        Второе направление – Духовно-нравственное воспитание.

Критерииоценивания:

  • проявление нравственного отношения к:

общепринятым нормам морали и этики;

собственному достоинству, чести и долгу;

внутренней свободе и принятию нравственного решения;

культуре, традициям, обычаям своего и других народов;

религиозным ценностям;

единству мыслей, слов и дел;

совершенствованию своего характера;

поступкам, одобренных внутренним голосом совести;

единству различных культур и верований;

бескорыстному служению людям;

своему долгу перед родителями, родиной, обществом.

Механизмы реализации:

Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебныхпредметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.

Третье направление - Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.

        Критерии оценивания:

  1. проявление бережного и позитивного отношения к:

государственной  политике  в  области  экологического  развития,  в

частности, к программе «Зеленая экономика»;

экологической  грамотности,  к  природе,  окружающим  людям  и  самому

себе;

системе «человек – общество – природа»;

разнообразным  видам  деятельности  в  области  природопользования  и

охраны окружающей среды;

профессиональным знаниям и производительному труду;

законам рыночной экономики.

2) проявление осознанного отношения к:

соблюдению норм экологически безопасного поведения;

выбору профессии;

достижению цели в трудовой деятельности;

профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.

Механизмы реализации:

     Занятия, учебные предметы, дополнительное  образование в  экспедициях,

туристических  походах  по  родному  краю,  в  субботниках,  в  озеленении  и благоустройстве  организаций  образования,  района,  города,  в  посадке  зелёных насаждений,  в  движении  «Жасыл  ел»  и  в  рамках  программы  НДО «Самопознание»участие  в волонтерском  движении, в  экологических  форумах, научных  экологических  проектах,  в  очистке  природных  зон  от  мусора.Трудовое  воспитание  на  занятиях,  уроках  технологии,  дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на  предприятия,  встречи  с  наставниками,  новаторами,  успешными профессионалами,  наставничество,  дуальное  образование,  конкурсы профессионального  мастерства,  деятельность  студенческих  строительных и педагогических  отрядов.  Реализация  проектов  «Планирование  жизни  и карьеры»,  «Профессиональные  пробы».  Укрепление  материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.

Четвертое направление  –  Интеллектуальное  воспитание,  воспитание

информационной культуры.

Критерии оценивания:

- проявление заинтересованности, желания и стремления к:

обучению на протяжении всей жизни;

самостоятельному  добыванию  знания  и  умению  пользоваться

информацией;

развитию способности мыслить критически,  анализировать и эффективно

использовать полученную информацию;

овладению  навыками  исследовательской  и  проектной  деятельности,

способности к инновациям;

развитию навыков ведения дискуссии;

созидательной деятельности;

работе в команде, укреплению корпоративного духа;

критическому отбору источников информации;

включенности в Интернет-сообщество;

противостоянию девиантному поведению в Интернете;

формированию Интернет-грамотности;

этическим нормам в информационной деятельности;

формированию высокой информационной культуры.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия,  учебные  предметы,  элективные  курсы, кружки  и  занятия  по

интересам, школьные  и  сетевые  дебатные  турниры,  совместные  проектные работы с  детьми  и  молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских  и молодёжных  объединениях,  участие  в  органах  соуправления  различных уровней,  дополнительное  образование.  Интеграция  предметов естественнонаучного  и  гуманитарного  циклов  с  предметом  «Самопознание», проведение  элективных  курсов:  «Физика  языком  сердца»,  «Математика  как наука  о  духовно-нравственных  законах»,  «Нравственные  уроки  истории», «Основы  информационной  культуры». Интеллектуальные  игры,  конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с  талантливыми  специалистами  и  сверстниками,  рефераты,  научно-исследовательские,  научно-тематические  информационные  проекты, творческие  работы,  доклады,  сообщения,  школьные  и  студенческие  медиа центры, средства  массовая  информация,  сайты,  популяризация  библиотек.

Психометрические  и  социометрические  тесты  и  методики;  программы  по

развитию лидерства.

Пятое   направление –  Художественно-эстетическое воспитание.

Критерии оценивания:

- проявление уважительного отношения к:

толерантности и глобальному мышлению;

поликультурности и полиязычию;

знанию  государственного,  русского,  английского  и  других  языков;

межкультурному взаимодействию;

нормам  поведения,  принятым  в  том  или  ином  культурном  сообществе;

нормам языковой и речевой культуры;

эстетическим идеалам, художественным ценностям; 

творческому  мышлению  и  воображению,  художественно-эстетической

деятельности.

Механизм реализации осуществляется через:

Занятия,  интеграция  программы  НДО  «Самопозание»  в  выявлении единства  общечеловеческих  ценностей  во  всех  культурах,  развитие  умения молодёжи   видеть  единство  в  многообразии  культур  и  народов. Кружки, литературные  клубы;  экскурсии:  театры,  музеи,  художественные  выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы;  встречи:  с  известными  людьми,  деятелями  искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.

Шестое направление – Физическое воспитание, здоровый образ жизни.

Критерии оценивания:

- проявление желания и готовности к:

скринингу состояния здоровья;

социальным установкам и духовным потребностям;

овладению  способами  эффективного  противостояния  негативным

влияниям;

рациональному использованию природных задатков;

сохранению  и  укреплению  здоровья,  безопасному  и  ответственному

поведению;

стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;

обеспечению безопасности и жизнедеятельности;

созданию здоровьесберегающей среды.

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

реализации Концепции основ воспитания молодого поколения Павлодарской области

 

  • возросший уровень сформированности у учащейся молодёжи казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, правовой и антикоррупционной культуры, толерантности исоциально значимыхкачеств личности;
  • основы культуры на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному и государственному языкам и этнокультуре;
  • усиление воспитательного потенциала содержания образования в развитии духовно-нравственных качеств личности;
  • повышение психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей за воспитание детей, подготовку молодежи к созданию здоровой семьи;
  • создание в организациях образования поликультурной среды, готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
  • развитое экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному становлению и самореализации; активная гражданская позиция в сохранении  природы; высокий уровень экологической грамотности и культуры;
  • успешную социализацию, самообразование и самореализацию, сознательное участие вукреплении института семьи,саморазвитии и самовоспитании.

Таким образом,Концепция воспитания ориентирована на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, ценностей семейного воспитания, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Воспитание -систематическое и целенаправленное влияние на духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности, «направляющая» его к заданному состоянию и приобретению каких - либо навыков, черт характера, определенных умений и качеств.

Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, трудового коллектива и всего общества в целом.

Воспитание трудовое — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов

Воспитание физическое – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, социальных знаний в области физической культуры и спорта.

Воспитание художественно-эстетическое - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

Воспитание духовно-нравственное – это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей: человек, личность, любовь, семья, Родина, и внутреннее их переживание как своих собственных

Волонтерство -форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность – добровольцев»

Грамотность гражданская –это юридическая, социальная, нравственная и политическая дееспособность личности, готовность выполнять свои обязанности гражданина, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.

Объекти субъект - философские категории. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов.

Конкурентоспособность- этоспособность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Компетенция– это способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Конкурентоспособность — также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия 

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно.Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Культура антикоррупционная- это деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции. Осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.

Лидерские качества-это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.

Личность - системное качество, проявляющееся как устойчивое совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

 Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Научно обоснованное, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспектив его развития.

Навык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи.

Навык социальный- умениеправильно эффективно взаимодействовать с людьми, в обществе. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Навык эмоциональныйспособность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.

ИКТ-грамотность — знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернета).

IT-компетентность — не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в деятельности.

Модернизация — это обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

         Религиозный экстремизм– отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. 

Семейное воспитание– это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Социальное«сиротство». Понятие определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, живущего с ним. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды 

Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процесс социализации.

Субъект– индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности

Суицид— преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. 

Творческое мышление – это способность думать новаторским и оригинальным способом, которая включает умение выйти из установленных границ для поиска альтернативных и неординарных решений

Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрениюобразу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д.

         Ценности общечеловеческие– ценности, базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЩЕНИЮ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ
скачать
О ПРАВИЛАХ УЧЕТА ЛИЦ
скачать
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА РЕБЕНКА В СЕМЬЮ
скачать
ЛИШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В КАЗАХСТАНЕ
скачать
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
скачать
ПОСЛЕДСТВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ
скачать
ВОССТАНОВЛЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ
скачать
ВНИМАНИЕ ОПАСНОСТЬ!!!
скачать
ПРОЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЙ
скачать
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
скачать
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТА ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ФУНКЦИИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В НАПРАВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЦПД
скачать