КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Необходимость разработки настоящей Концепции продиктована тем, что каждая организация образования и в целом регион, развивая имеющийся ресурс, находится в поиске дополнительных возможностей решения непростой задачи по развитию внутреннего потенциала молодого поколения на пути его подготовки к жизни в быстро меняющемся мире, что предполагает формирование спектра компетенций, интегрированных в понятие «функциональная грамотность».
Это отражено в цели и задачах Концепции и подтверждает актуальность ее разработки.
Основанием для разработки Концепции воспитания молодого поколения Павлодарской области являются Послания Президента РК народу Казахстана: «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 г., «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года, Программа «Рухани жаңғыру», Концептуальные основы воспитания, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от «22» апреля 2015 года № 227, в которых определены цели, задачи, методологические основы организации воспитательного процесса, условия и ожидаемые результаты.
Содержание Концепциивоспитания молодого поколения Павлодарской области, также как Концептуальные основы, ориентировано на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграцию обучения и воспитания, обновление методологии, содержания и структуры воспитанияна общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрирование учебного и воспитательного процессов.
Структура Концепции соответствует структуре Концептуальных основ воспитания, что обосновано логикой создания региональных Концепций, необходимости соблюдения содержательной взаимосвязи с единой комплексной воспитательной системой страны с учетом имеющихся в Павлодарской области условий, сложившейся инфраструктуры и педагогического опыта.
Павлодарская область – земля, взрастившая целое созвездие просветителей, ученых, людей искусства. Это уникальное место культурных, исторических памятников, имеющих огромный воспитательный потенциал для формирования казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманистически ориентированного мировоззрения у детей и учащейся молодёжи.
Анализ текущей ситуации
Система образования области строит свою воспитательную работу, используя имеющиеся возможности для решения задач, определенных государственной политикой в области воспитания.
Содержание деятельности организаций образования всех типов и уровней, организаций дополнительного образования, новых форм организации досуга детей и учащихся охватывает все направления воспитательной работы:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
5) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
6) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
7) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Действуют более 4 тысяч кружков, 272 военно-патриотических клубов, с охватом более 5 тыс. учащихся, 224 музеев и уголков истории школ. располагает система дополнительного образования области.
В рамках реализации программной статьи Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», подпрограммы «Тәрбие және білім» организациями образования реализуются 12 областных и 22 Республиканских подпроекта по 3 Базовым направлениям:
-Өлкетану,
-Саналы Азамат,
-Отаным-тағдырым.
Целенаправленно ведется работа по развитию и поддержке одаренных детей. Создание единого образовательного пространства как основы для раннего выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся осуществляется Центром занятости и развития детской одаренности «Ертіс дарыны», где действуют школы олимпийского резерва «Алтын сын», «Жас галым», школа юного интеллектуала «PVэрудит», организуются учебно-тренировочные сборы, что позволяет учащимся успешно выступать на олимпиадах и конкурсах.
Для отличников учебы, детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей в течение летнего периода проведены экскурсии в г.Астану для посещения международной выставки «ЭКСПО-2017 (количество участников - более 30 тысяч детей).
Все школы, дошкольные организации образования, организации технического и профессионального образования Павлодарской области реализуют программу нравственно-духовного образования «Самопоз- нание», обладающей потенциалом для осознания учащимися общечеловеческих ценностей и формирования у них соответствующих поведенческих норм.
Получает развитие сеть организаций дополнительного образования.
В городах и районах области функционируют 92 организации дополнительного образования (47 внешкольных организаций и 45 дворовых клуба), обеспечивающие организацию досуга и развитие детей и подростков.
В 2017 году в г. Павлодаре открыт учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», где за год отдохнули и получили оздоровление 2700 учащихся. В течение 2017 года в сельских районных центрах были открыты: в Баянаульском районе - дом детского творчества с охватом 100 школьников, в Щербактинском районе - детско-юношеский клуб ФК с охватом 117 учащихся. Ведутся строительные работы по реконструкции Станции юных натуралистов г. Аксу.
Общий охват учащихся дополнительным образованием и внеурочной занятостью в школе составляет 93,7%.
Организованным отдыхом, оздоровлением и занятостью в летний период охвачено более 90 тысяч школьников (99,0%).
За 2017 год показатель подростковой преступности по сравнению с 2016 годом в целом по области заметно снизился (на 47: с 120 до 73 фактов).
В программных документах, отражающих стратегию развития системы образования (Программа развития образования и науки РК на 2016-2019 гг.), указано на снижение уровня организации воспитательной работы, что проявляется в таких негативных аспектах, как:
-ослабление роли семейных ценностей и традиций семейного воспитания;
-снижение роли трудового воспитания;
-увлеченность детьми и молодежью низкопробными информациями СМИ и передачами отдельных порталов интернет-сайтов, посредством чего осуществляется пропаганда жестокости, социальное сиротство, детский и подростковый суицид, религиозный экстремизм, употребление нарко- тических веществ, что приводит к увлечению детьми и подростками курением, снижению эффективности работы по противостоянию негативным влияниям, низкому уровню сформированности социальных навыков обучающихся.
Имеющийся положительный опыт создания системы воспитательной работы и ее организации в конкретных условиях слабо изучается и пропагандируется, что не позволяет тиражировать его среди педагогической общественности.
Цель Концепции:определение направлений совершенствования и развития системы воспитательной работы в области в целом и подведомственных организациях образования, механизмов реализации, содержания и инновационных форм организации для формирования и проявления самосознания, этических принципов личности, её моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.
Задачи:
-определение в контексте приоритетов государственной политики в области воспитания программных документов, основных направлений совершенствования и развития системы воспитательной работы в области в целом и подведомственных организациях образования, механизмов реализации, содержания и инновационных форм организации;
-разработка стратегии, направлений и механизмов реализации программ и подпрограмм организации воспитательной работы в Павлодарской области;
-определение ожидаемых результатов, показателей и индикаторов их достижения.
Концептуальные основы воспитаниямолодого поколения Павлодарской областипредполагают реализацию следующих методологических принципов совершенствования и развития системы воспитательной работыи организации воспитательного процесса:
принцип гуманистической направленности, что предусматривает выстраивание стратегии взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе гуманных отношений, воспритятие воспитанника как самостоятельного субъекта собственного развития;
принцип общечеловеческих ценностей, что предполагает воспитание на основе духовно-нравственных традиций, норм национальной и мировой культуры;
принцип культуросообразности, при котором воспитание основывается и строится в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур;
принцип непрерывности, предусматривающий всестороннее развитие личности на всех этапах жизнедеятельности, обогащение творческого потенциала и возможностей для профессионального и общекультурного роста;
принцип природосообразности, определяющий приоритет общих законов развития природы; учет гендерных и возрастных особенностей в воспитательной работе;
принцип целостностиобеспечивающий интеграцию учебной и внеучебной деятельности;
принцип этничности, ориентирующий на формирование национального сознания, создание условий для общения на родном языке, изучения традиций, обычаев, обрядов своего народа, уважения к национальной культуре народов, живущих на территории Павлодарской области.
Для организации эффективного развития и воспитания детей и молодежи необходимы условия, определяющие процесс формирования личности: развитие природных задатков, благоприятная социальная среда, преемственность всех уровней системы образования.
Построение системы воспитательной работы требует учета возрастных особенностей развития обучающихся:
Воспитанники учреждений дошкольного образования.
Особенности развития личности: развитие эмоциональной и нравственной саморегуляции поведения; становление личностных качеств; проявление моральных качеств; появление социальных мотивов и проявление интереса к традициям и культуре народа Казахстана, стремления к самоутверждению; активное развитие речи.
Ведущие виды деятельности: общение, предметная и игровая.
Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; усвоение нравственного опыта взрослых в процессе общения, наблюдения и подражания; формирование оценочного отношения к себе и окружающим и взаимоотношения со сверстниками; освоение основных навыков самообслуживания; формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; получение первоначальных представлений о труде взрослых, профессиях, о личностных качествах людей; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого на основе народной педагогики, приобщение к народным традициям в процессе их изучения, участия в национальных праздниках.
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.
Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов; осознание своих способностей; формирование трудолюбия; расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков. Проявление интереса и уважения к традициям народа Казахстана.
Ведущие виды деятельности: учебная, игровая, трудовая, досуговая.
Особенности процесса воспитания: формирование личностных качеств в процессе ведущих видов деятельности; расширение представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, формирование интереса к определенным профессиям и к трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; становление самооценки; стремление к самоактуализации в различных видах деятельности; возрастание влияния взаимоотношений со сверстниками; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры. Вовлечение в объединения по интересам.
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.
Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; повышение уровня мотивации в обучении; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственной и гражданской культуры, социальных установок по отношению к себе, людям, обществу; проявление уважения к культуре и традициям народа Казахстана; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, общественная, досуговая.
Особенности процесса воспитания: поощрение участия в органах ученического самоуправления, становление нравственных и волевых качеств личности; стремление к самостоятельному решению проблем, развитие представлений о культуре безопасности жизнедеятельности. Основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, в процессе участия в жизни ученического коллектива. Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций народа Казахстана. Содействие в формировании жизненных целей и ценностей через общение с взрослыми и сверстниками. Стимулирование деятельности объединений по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях технического и профессионального образования.
Особенности развития личности: становление мировоззрения, нравственного самосознания, морально-нравственных принципов, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации жизненных планов; профессиональное и личное самоопределение; повышенное внимание к внутреннему миру человека; возникновение избирательных эмоциональных отношений между девушками и юношами; проявление уважения к культуре и традициям народа Казахстана, а также культуре других народов.
Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, профессиональная, общественная, досуговая.
Особенности процесса воспитания: создание педагогических условий для личностного самосовершенствования, формирование мировоззренческих представлений, навыков начальной профессиональной подготовки; повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; развитие ученического самоуправления, общественной активности и ответственности за поведение и учебную деятельность. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций народа Казахстана; активное вовлечение в сохранение и развитие самобытности национальной культуры. Предоставление возможностей для творческой и профессиональной самореализации в объединениях по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; национальное, семейное воспитание
2) духовно-нравственное воспитание;
3) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
4) художественно-эстетическое воспитание;
5) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
6) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, а также во внеучебное и досуговое время.
1.Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, национальное, семейное воспитание.
Цель:формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Формирование уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии; Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам, правопорядку; межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов; достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития; ценностям, правам и свободам другого человека; культурно-исторической жизни своего края, правовым знаниям и антикоррупционному поведению; требованиям законов, правам и обязанностям; социальным ценностям; ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к государственному языку, культуре казахского народа и этнических групп Республики Казахстан, уважения ценностей семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
2. Духовно-нравственное воспитание.
Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
3.Трудовое, экономическое и экологическое воспитание
Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности, проявление осознанного отношения к профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
4. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, одаренности каждой личности, а также информационной культуры, проявление заинтересованности, желания и стремления к обучению на протяжении всей жизни; самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией; овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям; развитию навыков ведения дискуссии; работе в команде, укреплению корпоративного духа; критическому отбору источников информации; этическим нормам в информационной деятельности; формированию высокой информационной культуры.
5. Художественно-эстетическое воспитание
Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности,
проявление уважительного отношения к толерантности; межкультурному взаимодействию; нормам поведения, принятым в культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры; эстетическим идеалам, художественным ценностям;
творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.
6. Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью, формирование желания и готовности к социальным установкам и духовным потребностям; овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям; рациональному использованию природных задатков; сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям.
Механизмы реализации поставленных в данной Концепции целей и задач предусматривают последовательное выполнение воспитательных программ («Зерек»,«Өрен», «Азамат»), составленных с учетом возрастных особенностей обучающихся:
Начальное звено – программа «Зерек»;
Среднее звено – программа «Өрен»;
Старшее звено – программа «Азамат».
ПРОГРАММА «ЗЕРЕК»ставит перед собой следующие задачи:
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое, национальное, семейное воспитание реализуется через
спецпроект «Туған өлкем», который ориентирован на формирование чувства любви и гордости к своей семье, школе, Малой Родине и Государству.
Духовно-нравственное реализуется через
спецпроект «Аялы алақан», который направлен на обучение правильному общению, формирование толерантности, формированиепозитивных установок у учащихся на добровольческую деятельность.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни- через
спецпроект «Жігер», направленный на формирование установок здорового образа жизни.
Экологическое, экономическое, трудовое направление–через
спецпроект «Жасыл экономика» направлен на привитие любви и бережного отношения к природе и к себе, развитие трудолюбия.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры - через
спецпроект«Тіл қазына», который направлен на овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, проект «Читающая нация»формирует информационную культуру.
Художественно-эстетическое воспитание -через
спецпроект «ЖұлдызFM», направленный на формирование общекультурных навыков поведения, норм языковой и речевой культуры; эстетических идеалов, восприятие художественных ценностей; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.
ПРОГРАММА «ӨРЕН» реализует следующие задачи:
-развитие социальной активности школьников;
- приобретение навыков межличностного общения и качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе.
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитаниерешается через
спецпроекты: «Мәдени мұра», «Адал азамат», «Туған өлкем», которые формируют чувства любви и гордости к своей семье, школе, Малой Родине и Государству, проявление ответственности по отношению к правовым знаниями антикоррупционное поведение.
Духовно-нравственное - через
спецпроекты: «Заманауи көшбасшы», «Мейірімді жүрек», «Мұражай – тарих айнасы» направлены на воспитание бескорыстного служения людям, уважительного отношенияк старшим, дружелюбного отношенияк сверстникам, честногоотношения с товарищами и взрослыми, волонтерства.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни-через
спецпроекты «Қайсар», «Денсаулық fest», направленные на формирование установок здорового образа жизни, овладение способами эффективного противостояния негативным влияниям.
Экологическое, экономическое, трудовое направление–
через спецпроекты «Табиғатты қорғайық» и «Жасыл экономика», направленные на развитие любви и бережного отношения к природе и к себе, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры -через
спецпроекты «Медиа- тұлға», «Жас зерттеуші», «Читающая нация», которые учат самостоятельно добывать знания и уметь пользоваться информацией; работать в команде; формирует информационную культуру.
Художественно-эстетическое воспитание –
через спецпроекты«Шабыт», «Бір шаңырақ астында», направленные наразвитие навыков межкультурного взаимодействия; стремления к эстетическим идеалам, художественным ценностям; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.
ПРОГРАММА «АЗАМАТ» ставит перед собой следующие задачи:
- Формирование у учащихся навыков свободного общения на нескольких языках;
- Проявление уважительного отношения и ответственности по отношению к Родине, государственной политике.
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитание–через
спецпроект «Cаналы азамат», способствующий воспитанию уважения к Конституции Республики Казахстан, государственным символам (Гербу, Флагу, Гимну), достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития; культурно-исторической жизни своего края (села, города).
Духовно-нравственное -через
спецпроект «Рухани Арна», направленный на формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры -через
спецпроекты «Зияткер.KZ», «Читающая нация», направленные на развитие финансовой грамотности, создание бизнес-проектов, усиленное изучение казахского, английского языков,формируют информационную культуру.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни-через
спецпроект «Алау», формирующий желание и готовность к сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению; рациональному использованию природных задатков; сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям.
Экологическое, экономическое, трудовое направлениечерез
спецпроект «Жасыл экономика», направленный на формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности, проявление осознанного отношения к профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
Художественно-эстетическое воспитание -через
спецпроекты «Өнер.fm», «Beauty-ару», «Жігіт сұлтаны», «Алтын қазына», направленные наразвитие навыков межкультурного взаимодействия; стремления к эстетическим идеалам, художественным ценностям; развитие творческого мышления и воображения, художественно-эстетической деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Первое направление - воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности,правовое воспитание, национальное воспитание, семейное воспитание
Критерии оценивания:
-проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;
Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;
межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;
ценностям, правам и свободам другого человека;
природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города, микрорайона);
правовым знаниям и антикоррупционному поведению;
требованиям законов, правам и обязанностям; социальным ценностям;
этническому самосознанию, этнической идентичности;
владению родным и государственным языками;
культурному наследию своего народа;
обычаям и традициям казахского и своего народа;
этнокультуре Казахстана;
другим культурам этносов Казахстана;
межэтническому миру и согласию;
ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства,науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции;развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов. Активизация деятельности детских и молодежных движений; совместную деятельность с общественными фондами; беседы, лекции, семинары, тренинги; экскурсии;распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции – против предательства интересов общества».
Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана.
Активизация деятельности Попечительских советов и родительских комитетов организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание»обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников; участие родителей в жизни организаций образования; клубыотцов, бабушек; советы старейшин;сотрудничество с неправительственными организациями; работа дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».
Второе направление – Духовно-нравственное воспитание.
Критерииоценивания:
общепринятым нормам морали и этики;
собственному достоинству, чести и долгу;
внутренней свободе и принятию нравственного решения;
культуре, традициям, обычаям своего и других народов;
религиозным ценностям;
единству мыслей, слов и дел;
совершенствованию своего характера;
поступкам, одобренных внутренним голосом совести;
единству различных культур и верований;
бескорыстному служению людям;
своему долгу перед родителями, родиной, обществом.
Механизмы реализации:
Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебныхпредметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.
Третье направление - Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
Критерии оценивания:
государственной политике в области экологического развития, в
частности, к программе «Зеленая экономика»;
экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому
себе;
системе «человек – общество – природа»;
разнообразным видам деятельности в области природопользования и
охраны окружающей среды;
профессиональным знаниям и производительному труду;
законам рыночной экономики.
2) проявление осознанного отношения к:
соблюдению норм экологически безопасного поведения;
выбору профессии;
достижению цели в трудовой деятельности;
профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, дополнительное образование в экспедициях,
туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание»участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора.Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских и лабораторий.
Четвертое направление – Интеллектуальное воспитание, воспитание
информационной культуры.
Критерии оценивания:
- проявление заинтересованности, желания и стремления к:
обучению на протяжении всей жизни;
самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться
информацией;
развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно
использовать полученную информацию;
овладению навыками исследовательской и проектной деятельности,
способности к инновациям;
развитию навыков ведения дискуссии;
созидательной деятельности;
работе в команде, укреплению корпоративного духа;
критическому отбору источников информации;
включенности в Интернет-сообщество;
противостоянию девиантному поведению в Интернете;
формированию Интернет-грамотности;
этическим нормам в информационной деятельности;
формированию высокой информационной культуры.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по
интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов: «Физика языком сердца», «Математика как наука о духовно-нравственных законах», «Нравственные уроки истории», «Основы информационной культуры». Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация, сайты, популяризация библиотек.
Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по
развитию лидерства.
Пятое направление – Художественно-эстетическое воспитание.
Критерии оценивания:
- проявление уважительного отношения к:
толерантности и глобальному мышлению;
поликультурности и полиязычию;
знанию государственного, русского, английского и других языков;
межкультурному взаимодействию;
нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе;
нормам языковой и речевой культуры;
эстетическим идеалам, художественным ценностям;
творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической
деятельности.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, интеграция программы НДО «Самопозание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.
Шестое направление – Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Критерии оценивания:
- проявление желания и готовности к:
скринингу состояния здоровья;
социальным установкам и духовным потребностям;
овладению способами эффективного противостояния негативным
влияниям;
рациональному использованию природных задатков;
сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному
поведению;
стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям;
обеспечению безопасности и жизнедеятельности;
созданию здоровьесберегающей среды.
Ожидаемые результаты
реализации Концепции основ воспитания молодого поколения Павлодарской области
Таким образом,Концепция воспитания ориентирована на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, ценностей семейного воспитания, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Глоссарий
Воспитание -систематическое и целенаправленное влияние на духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности. Система деятельности по формированию личности, «направляющая» его к заданному состоянию и приобретению каких - либо навыков, черт характера, определенных умений и качеств.
Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, трудового коллектива и всего общества в целом.
Воспитание трудовое — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов
Воспитание физическое – педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, социальных знаний в области физической культуры и спорта.
Воспитание художественно-эстетическое - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
Воспитание духовно-нравственное – это процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей: человек, личность, любовь, семья, Родина, и внутреннее их переживание как своих собственных
Волонтерство -форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность – добровольцев»
Грамотность гражданская –это юридическая, социальная, нравственная и политическая дееспособность личности, готовность выполнять свои обязанности гражданина, гармонично сочетать патриотические, национальные и интернациональные чувства.
Объекти субъект - философские категории. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов.
Конкурентоспособность- этоспособность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Компетенция– это способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.
Концепция – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Конкурентоспособность — также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия
Креативность – это способность личности мыслить нестандартно.Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.
Культура антикоррупционная- это деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции. Осуществляется посредством комплекса мер образовательного, информационного и организационного характера.
Лидерские качества-это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций.
Личность - системное качество, проявляющееся как устойчивое совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Национальное воспитание - это созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Научно обоснованное, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспектив его развития.
Навык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее умственной задачи.
Навык социальный- умениеправильно эффективно взаимодействовать с людьми, в обществе. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Навык эмоциональныйспособность человека распознавать эмоции, определять их происхождение и роль, генерировать и управлять ими ради эмоционального и интеллектуального роста.
ИКТ-грамотность — знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернета).
IT-компетентность — не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в деятельности.
Модернизация — это обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Религиозный экстремизм– отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры.
Семейное воспитание– это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.
Социальное«сиротство». Понятие определяет целое социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др. Когда родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка, живущего с ним. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды
Социализация — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процесс социализации.
Субъект– индивид или группа, обладающая осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности
Суицид— преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.
Творческое мышление – это способность думать новаторским и оригинальным способом, которая включает умение выйти из установленных границ для поиска альтернативных и неординарных решений
Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д.
Ценности общечеловеческие– ценности, базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.